Главное в городе

Хотите старины и традиций — съездите в Самарканд или Бухару. Ну а Ташкент 2,5 миллиона его жителей и бесчисленные гости любят за другое. За мультикультурность и современность, широкие проспекты и обилие зелени. Впрочем, как и в любом великом мегаполисе, в нём можно найти всё, что угодно. Вот что стоит увидеть и узнать в Ташкенте в первые дни знакомства.
Город
2

Городу две тысячи лет. Точнее, городам, сменявшим друг друга на этом месте. А вот название «Ташкент» впервые упоминается в XI веке. Ташкент входил в империю Тимура и Казанское ханство, был и независимым городом-государством. В XIX веке его поглотила Российская империя — так он стал делиться на Старый город (азиатский) и Новый город (русский).

Старый город сотни лет заворачивался вокруг рынка Чорсу. Центр Нового города — огромная обрамлённая зеленью площадь Мустакиллик, соединённая Бродвеем со Сквером.

Ташкент выглядит моложе своих тысяч лет. Это подходящее место, чтобы наконец понять и полюбить позднесоветскую архитектуру. Отстроенный заново после землетрясения 1966 года Ташкент взял он неё лучшее: строили всей страной, старались, экспериментировали.

Улица

Разглядывать интересную позднесоветскую архитектуру можно начинать едва отъехав от аэропорта. Улицу Богдана Хмельницкого (сейчас улица Бабура) после землетрясения застраивал московский архитектор Андрей Косинский. Двухкилометровый отрезок улицы перед аэропортом Косинский продумал так, чтобы улица производила разное впечатление в зависимости от направления. Если вы едете в город, то настроение улицы — приветственное, она распахивается навстречу. Если в аэропорт, то настроение — лирическое: смутное воспоминание о глинобитных домах старого Ташкента.

Чтобы спроектировать улицу, которая развивается перед ездоком как единое произведение, Косинский раз двадцать сходил в кино на фильм «Большие гонки». Так он изучал, как быстро должны чередоваться планы, чтобы не наскучить зрителю.

Ташкент
Бабура, 69/3Жилой дом9 этажей
1

Этот дом не просто выглядит как декорация к фантастическому фильму. Архитектор Андрей Косинский ещё и спроектировал его так, что летом в квартирах на несколько градусов прохладнее, чем в других домах, а зимой требуется меньше отопления. Дом, при этом, сделан вопреки всем нормам строительства в жарких странах: его окна и веранды раскрываются на юг. Трюк в том, что их перегрев стимулирует движение воздуха внутри, а это способствует охлаждению. Зимой же «дом-кондиционер» впускает в комнаты максимум солнца.

Среди других интересных зданий, спроектированных Косинским на этой улице были футуристические дома-каскады. Но ещё в советское время их достроили до обыкновенных «коробок».

Бобур ж/м, Яккасарайский район, Ташкент
Чиланзарская линияАлмазар → Буюк Ипак Йули
В ташкентском метро 29 станций и 3 линии. Первая линия — Чиланзарская, красная — запущена в 1977 году. Вторая — Узбекистанская, синяя, — в 1980-е годы. Третья — Юнусабадская, зелёная, — в 2001 году. Пластиковый жетон на метро стоит 1400 сумов — около 10 рублей.
Узбекистанская линияБеруни → Дустлик

Ташкентское метро — на редкость красивое для утилитарных 1970-х—1980-х годов. Среди самых интересных станций — щедро декорированная «Алишера Навои» и фантастическая «Космонавтов» на синей линии, а также выложенная традиционными мозаиками «Пахтакор» на красной линии.

Всю эту красоту совсем недавно (в 2018 году) разрешили фотографировать. А вот сумки на входе продолжают проверять.